Вторник
23.10.2018
08:14
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сад № 27 "Жемчужинка"
Главная Регистрация Вход
Кабинет психолога »
Основные сведения

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

      В нашей работе с детьми мы уделяем внимание углублению и расширению навыков совместной деятельности

·       Позволяем детям проявлять самостоятельность, инициативу.

·       Развиваем наблюдательность и любознательность малыша, знакомя его с предметами, их свойствами, явлениями общественной жизни и природы. Учим замечать отдельные части предметов, называть их характерные признаки (цвет, форма, размер), сравнивать и группировать объекты по основным признакам. Формируем обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними.

·       Мы  работаем над  обогащением, уточнением, и активизацией словаря, улучшению звуковой культуры речи. Пробуждаем ребенка к активному участию в беседе на заданную тему, учим его составлять рассказы из личного опыта, об игрушке по сюжетной картине.
 

Критерии школьной ЗРЕЛОСТИ (готовности)

 

Проблема готовности к школьному обучению становится актуальной для выпускных групп детского сада. Обучение детей в массовых школах с 6-ти лет ставит новые задачи, связанные с диагностикой детей и оценкой их психологической зрелости.

К сожалению, бывает так, что ребенок при поступлении в школу умеет и считать, и писать, однако, к школе он может быть не готов. Зачастую родители и воспитатели бывают чересчур озабочены интеллектуальной готовностью ребенка к школе, однако совершенно забывают о том, что на самом деле не менее важна эмоциональная и социальная готовность ребенка к школе. Именно она обеспечит ему успешность обучения.

«Известно, что в развитии ребенка существуют оптимальные сроки для каждого вида обучения. Это значит, что только в определенные возрастные периоды обучение данному предмету, данным знаниям, навыкам и умениям окажется наиболее легким, экономным и плодотворным». (Л.С. Выгодский)

Известно, что четырехмесячного младенца нельзя обучать речи, а двухлетнего ребенка - грамоте, потому что в этот период они еще не созрели для данного обучения, у них еще не развились те свойства и функции, которые необходимы в качестве предпосылок для данного вида обучения.

Поэтому под психологической готовностью ребенка к обучению в школе (школьной зрелостью) понимается достижение им такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.

Это означает, что существуют объективные причины, которые затрудняют процесс овладения учебными навыками. В основе этих причин лежит функциональная не зрелостькоры и регуляторных структур головного мозга.

Учебные занятия с ребенком должны быть организованы в соответствии с ЕГО (ребенка) возможностями!

Ребенок на пороге школы должен быть ЗРЕЛЫМ :

• Физически

• Умственно (Интеллектуально)

• Эмоционально

• Социально

Таковы критерии школьной зрелости. Рассмотрим все, за одним исключением.

Умышленно опускаю в этой статье пункт «Умственно» (да простят меня коллеги и читатели), т.к. именно его ставят почему-то во главу угла, говоря о готовности к школьному обучению, а по остальным пунктам пробегаются , не уточняя их важность для ЗДОРОВЬЯ ребенка. Да, да, я не утрирую, именно для ЗДОРОВЬЯ физического, психического и социального.

А сможет ли не вполне здоровый ребенок, быть успешным учеником? Вряд ли. А если сможет (редко, но бывает и такое), то принесет ли эта успешность радость ему и его родителям? О чем это я? Да, о том, что пусть лучше уровень интеллекта спадет с высоко уровня на средний, но пройдут невротические заикания любимого сына, прекратятся тики у красавицы-дочери и т.д. и т.п. Какая мать со мной несогласится? Амбициозная, которая родила гения и растит его президентом, иногда доводя его требованиями «учиться, учиться и еще раз учиться» до заикания и тиков. Я сейчас не имею в виду детей, которые психологически созрели и способны обучаться. Я о тех, кто достиг школьного возраста и его «пихают» в школу, несмотря на то, что школьной зрелости он еще не достиг. (Согласна, что на такой шаг нас еще и социум толкает: в детских садах не хватает мест. Ребенка выпускают, чтобы не занимал место в детском саду, а школа предъявляет свои требования готовности и ждет удобных учеников. Есть такая проблема, но в этой статье мы ее просто упомянули в оправдание себе, а рассматривать не будем.)

В медицине существуют понятия "паспортный и биологический возраст”. Паспортный возраст – это число лет и месяцев со дня рождения, а биологический – степень зрелости органов и систем организма, достигнутая к определенному паспортному возрасту.

Биологический и паспортный возраст могут не совпадать. По нашим данным, разрыв между биологическим и паспортным возрастом у старших дошкольников и младших школьников может быть более полутора лет.

Возникает вопрос: новообразования какого возраста мы должны в этих случаях анализировать? И в каком возрасте «выпроваживать» в школу?

Итак:

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ.

• Общее развитие ребенка (заболеваемость, физ.развитие(рост, вес и т.д.), «рукость», заикание и др.невротические проявления);

• Развитие общих движений (ловкость, точность, координация, скорость) и моторики руки;

• Выносливость (утомляемость), работоспособность, произвольность действий и поведения, умение сосредоточить внимание на малоинтересном задании, не отвлекаться на посторонние раздражители.

Ну, а теперь, как говорится, вопросы для самопроверки :

Готов ли организм часто болеющего ребенка для школьных нагрузок ?

Готов ли ребенок с заиканием и другими невротическими проявлениями переживать тревожные ситуации: самостоятельные ответы, выход к доске, повышенный голос учителя, чтение вслух и отстаивание своего мнения среди сверстников с его речевыми или поведенческими проблемами?

Уютно ли будет в школе ребенку с нарушением речи или это может привести к замкнутости и заниженной самооценке, несмотря на то, что уровень интеллекта этих детей может быть намного выше сверстников?

Дети с общим нарушением движений (ловкость, точность, координация, скорость) смогут ли они красиво писать (а мы ведь хотим только красиво, не понимая, что для «красиво» у него не созрели регуляторные структуры головного мозга, нам кажется, что он просто не старается)? Критикуя его «каракули», мы создаем ему «ситуацию неуспеха».А зачем ходить в школу, где я не успешен? Мне обещали, что в школе хорошо. Обманули?

Ребенок, который быстро утомляется и легко отвлекается на посторонние раздражители («мух или ворон ловит») много ли пользы в посещении школы, если после 1 урока он уже устал. Что же было на остальных 3-4 уроках? Не помнит! Не потому, что не внимательный, а такова его психофизиология. От родителей и учителей такие дети получают много замечаний и нареканий. Интересна такая школа?

Готовы ли эти дети каждый день сталкиваться с этими трудностями и как это отразится на их здоровье?

А ведь оказывается:

• 80-90% детей шести-семи лет имеют те или иные отклонения в физическом здоровье;

• 18-20% - пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья;

• около 60% - нарушения речевого развития;

• около 35% - несформированность зрительно-пространственного восприятия;

• более 30% - несформированность сложно координированных движений руки и графических движений;

• более 70% - несформированность интегративных функций (зрительно-моторных, слухо-моторных и сенсо-моторных координации);

• примерно у 13% отмечается компенсаторная леворукость, сопряженная с нарушениями речевого развития;

• около 25% имеют замедленный темп деятельности (медлительные дети).

Примечание для интересующихся:

Протестировать биологический возраст можно с помощью Филиппинского теста. В 5-6 лет дети переживают «полуростовой скачок роста»- он заключается в существенном удлинении конечностей рук и ног - результат характеризует именно биологический возраст ребенка, т.к. отражает не просто уровень развития скелета, морфофункциональной зрелости организма – это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Если этот «скачок» произошел, то ребенок без труда достанет рукой до противоположного уха.

 http://www.b17.ru/img_uploaded/0eb6730906b2832c62b179b35c30445c.jpg

  

Смена зубов – свидетельствует о том, что жизненные силы ребенка уже закончили работу над формированием физического тела, и часть их уже может освободиться для того, чтобы ребенок мог целенаправленно учиться.

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Кризис 7 лет: найти баланс между сотрудничеством и соперничеством, независимостью и послушанием.

• Мотивационное (игровой или познавательный мотив, внутренняя позиция)

• Социальное (отношение к чужому взрослому и сверстникам. Степень доброжелательности и эмоционального благополучия в коллективе и Собственная САМООЦЕНКА)

• Эмоционально-волевое (уточнение преобладающих видов страха, умение сосредотачиваться на малоинтересном задании и доводить начатое дело до конца)

И снова вопросы для самопроверки:

Ребенок у которого нет внутренней позиции типа :«Я пойду в школу, потому что я уже большой. Там я узнаю много нового и стану умным», есть ли у него понимание, зачем я здесь и что от меня хотят? Это взрослые сказали ему, что он большой, и сюда (в школу) НАДО ходить. А сам он (ребенок) этого не осознал. Хорош «школьник»»?

У ребенка, который вместо букваря достает машинку или куколку, преобладает игровой мотив, его сложно чему-то научить, объясняя:

- Если ты выучишь буквы, то научишься читать.

- Но я не хочу читать, я люблю, когда мне читает бабушка.

Как вам такой ученик? Так потом же опять-таки ребенка ругают, что он плохо читает. Так вы же стали пичкать ребенка чтением тогда, когда игровой мотив еще не сменился на познавательный. Так «нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

А если ребенок тяжело переживает контакт с чужим взрослыми и ли даже сверстниками. А школа просто рассадник этих чужих взрослых (другие учителя, администрация, старшеклассники и разные родители), да и сверстников изо всех дверей по звонку вылетает тьма тьмущая. Ребенку дискомфортно, легко ли ему сосредоточится на учебной задаче? А не сможешь сосредоточится, обзовут тебя «отстающим», «ничего непонимающим». Вот так: ребенку и так тяжело, а ему вместо того, чтобы помочь, еще и обзывают.

« У меня никогда ничего не получается», «Я все равно не смогу», «Все будут надо мной смеяться» - это фразы «заниженной самооценки». Будет ли она препятствием на пути к успешному обучению?

А сложно ли будет ребенку, который не умеет собрать волю «в кулак» и довести начатое (да еще и малоинтересное) дело до конца. А задания как раз следующие: дочитать до конца (предложения, абзаца, страницы), дописать до конца строчки (страницы). А если не дописал, то не справился с заданием, очередная ситуация «неуспеха» малоприятная для самого ребенка, да еще и подкрепленная родителями и учителями : «Да, ты не справился!». «Я плохой!» - перекодирует фразу взрослых нервная система ребенка.

Кто-то постучал в дверь, что-то треснуло за окном, сзади неожиданно и громко захлопнули книгу, резко и громко зазвонил звонок – тревожное состояние и страхи поглотят ребенка раньше, чем он сможет узнать что-то новое. А вдруг это новое тоже будет страшным?

 

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz